Сайт воспитателя МБДОУ "Детский сад №15 МО"Ахтубинский район"

Безопасность жизнедеятельности

Безопасность ребенка

Новорожденный ребенок открыт миру, но он не знает, что окружающим мир не всегда добр к нему. Речь идет о безопасности детей в быту. Мы, как родители, должны обеспечить малышу максимальный уровень безопасности, одновременно прививая навыки техники безопасности.

Несчастный случай может произойти, даже если рядом находятся взрослые. Не будем ханжами. Мама не может 24 часа в сутки не сводить с ребенка глаз, да это и не нужно. Если придерживаться определенных правил, малышу будет комфортно, а вам спокойно.

Никогда не оставляйте малыша на пеленальном столике или с краю кровати, не обезопасив его от падения. Только на первый взгляд, малыши, которые еще не умеют переворачиваться, не могут упасть. Еще как могут. Причем количество падений 2-3 месячных малышей довольно частое явление. Мама уже привыкла к ребенку и понемногу начинает терять бдительность. А потом только руками разводят: "Ума не приложу, как он мог свалиться с кровати!"

Поэтому все необходимые принадлежности для ухода за малышом должны находиться на расстоянии вытянутой руки. Для этой цели хорошо подходит так называемый «органайзер». Он может быть промышленного производства в виде чемоданчика или пластиковой коробки с секциями, а можно сделать его самой из подходящей коробки, сделав из подручного материала секции для разных мелочей – ватных палочек, масла для массажа, присыпки, памперсов и т.д.и т.п. Причем такую коробку удобно перемещать за собой по квартире, если в этом возникнет необходимость.

Если вам ночью нужно дать ребенку какое-либо лекарство, постарайтесь поставить его таким образом, чтобы вы не смогли перепутать его ни с чем другим. Я знаю случаи, когда ребенку вместо витамина Д, давался спирт для дезинфекции, или вместо лекарства от коликов перекись водорода. Спросонья чего только может не случится, лучше подумать об этом заранее.

Дети постарше начинают исследовать окружающий мир. При этом они все пробуют "на зубок". И совершенно беззубый малыш может откусить кусочек того же яблока и подавится. Познание окружающего мира в большом объеме происходит через рот. Уберите от ребенка все мелкие предметы и игрушки, которые легко могут оказаться во рту и быть проглоченными.

Нельзя недооценивать возможности ребенка. Он может за считанные минуты скатиться с возвышенной поверхности или споткнутся о случайное препятствие. Чтобы обезопасить своего малыша, постарайтесь поставить себя на его место. Опуститесь на корточки и посмотрите на ваш дом глазами ребенка – вы удивитесь, сколько много соблазнов для ребенка находится в поле его досягаемости. Именно поэтому я мою полы только руками. Заодно убираю предметы, потенциально опасные для ребенка – свисающий шнур, мелкие предметы, которые можно проглотить.

У одной моей знакомой сын в ходунках отковырял всю краску на обоях и съел. Это при том, что его мама как раз и покрасила стены в целях безопасности – чтобы ребенок не отрывал обои и не наелся их. Пока мама смотрит, ребенок ведет себя как ни в чем не бывало, но стоит маме отвернуться, малыш тут же подбегает к стенке и начинает отколупывать краску. У других знакомых ребенок методично отрывал вагонку от стен, причем вместе с гвоздями. При этом попытки папы оторвать эту же вагонку успехом не увенчались.

Закрытые на балконе мама или бабушка – это уже классика. Поэтому никогда не выходите на балкон без мобильного телефона, таким образом, вы хотя бы сможете вызвать мужа с работы, чтобы он вас вызволил. Но лучше всего для таких случаев иметь двустороннюю защелку. Это же касается и дверей в ванную и туалет.

Даже если вы на секунду выходите из квартиры, чтобы выкинуть мусор, всегда берите с собой ключи, чтобы не пришлось потом вызывать спасателей, чтобы они взломали дверь. Кроме того, постарайтесь не держать не возле самой двери предметы, уронив которые, ребенок может заблокировать дверь (например, обувную полку).

Воспитывайте в детях чувство самосохранения. Важно как можно раньше начать воспитывать в ребенке чувство самосохранения наряду с уверенностью в себе. Не говорите просто «нет», объясняйте ребенку, в чем именно заключается опасность. Используйте конкретные понятия – это острое, горячее, жжется и т.п. Ребенок должен знать такие понятия. Дайте ему потрогать горячую чашку с чаем, повторив несколько раз, что это горячо. Уколите (несильно) пальчик иголкой или булавкой, объяснив, что это колется, острое. Моя дочка буквально с первого раза усвоила эти понятия.

Лучше всего спрятать те вещи, которые могут являться потенциально опасными для ребёнка и те, которые Вы не хотите подвергать опасности поломки. Поверьте, можно закрыть все шкафы в доме, включая духовку и холодильник - так, чтобы ребёнок не открыл их. Производство замков для разных видов дверей поставлено на широкую ногу, и если не пожалеть сил и средств, то можно найти замки, которые подойдут и к Вашей мебели. Ну, или можно проявить смекалку и сделать все самим.

Когда-то на форуме сайта мама.ру была тема про безопасность детей. Ее начала девочка, которая только выписалась из больницы со своим ребенком. Она рассказывала, что основная масса детей в травматологии и реанимациях – это бытовые отравления. Средства для чистки унитаза, стиральные порошки, пятновыводители, клей, уксус, всевозможные моющие средства, средства для снятия лака и т.д. и т.п. должны быть надежно спрятаны. Если же ребенок умудрился выпить или съесть бытовую химию, немедленно вызывайте врача, а еще лучше срочно ехать в больницу, при этом надо не забыть прихватить с собой упаковку от принятого внутрь продукта. Так врачам будет легче разобраться от чего лечить юного гурмана.

Еще одним очень частым видом травм, которые получают дети дома, являются ожоги, Чаще всего полученные на кухне. Мой брат, когда был совсем маленьким, вывернул на себя кастрюлю киселя, которую мама поставила остывать на подоконник. Поэтому будьте особенно бдительны, когда на кухне находиться ребенок. Не стойте у плиты с ребенком на руках, когда на ней что-то готовится. Ребенок может схватиться за кастрюлю, перевернуть ее, а вы даже не успеете среагировать на его действия. Возьмите себе за правило - всегда поворачивайте ручки кастрюль и сковородок внутрь плиты.

Психологи советуют выделять два вида запретов. Первый вид – это категорическое нельзя, которое произносится строгим голосом и твердо, чтобы у ребенка не возникло сомнение по поводу – действительно ли нельзя. Это «нельзя» относится к действиям или вещам, которые могут угрожать здоровью и жизни ребенка, как то горячий утюг, кипящий чайник, нож, иголки или высовывание из окна, выбегание на проезжую часть т.д.

Ко второму виду относится высказывание типа «не желательно», оно тоже носит характер запрета, но более мягкого, если так можно выразиться. И произносится этот запрет должен по другому. Лучше не использовать слово «нельзя», так как оно слишком категорично, а говорить «Я не разрешаю», «не надо», «не делай это».

Объяснения должны быть на доступном для ребенка языке. Малыш не поймет, что такое электрический ток, который приходит к нам по проводам от электростанции, но он уже в состоянии понять, когда говорят, что в розетке живет «злой ток, который кусается». Объяснения из второй категории лучше подтверждать собственным опытом: «Ты видишь, что мама после улицы снимает сапоги, а не ходит по квартире в грязных сапогах".

Есть вещи, которые можно делать взрослым, но не желательно детям. Спокойно объясните ребенку, почему именно нельзя. Не бойтесь, что он вас не поймет. Дети очень быстро привыкают к установленным порядкам и воспринимают их как должное, если они получили исчерпывающий ответ.

Если ребенок просыпал на кухне купу или муку, объясните малышу, что мама расстроилась, потому что теперь она не сможет сварить кашку или испечь пирог. Привлеките ребенка к уборке рассыпанного. После этого сходите в магазин вместе с ребенком и купите крупу или муку. Дома приготовьте вместе с ребенком блюдо – кашку или пирог. Поверьте, после этого ребенок не станет больше рассыпать крупы по кухне.

Воспитательную работу по теме безопасности нужно начинать с самого нежного возраста, не полагая наивно, что он слишком мал и ничего не понимает. Обязательно договоритесь между родственниками, которые принимают участие в воспитании ребенка, а также с няней, если она у вас есть, что разрешено ребенку, а что нет. Чтобы исключить манипуляций вами со стороны ребенка: мама это запрещает, а папа разрешает.

Важно! Ни когда не оставляйте ребенка без присмотра в ванной, во время еды или когда он находится в высоком стульчике.

Как предотвратить несчастный случай

Используйте в быту защитные приспособления. Их сейчас продается великое множество. Некоторые можно с успехом сделать и самим. Ниже представлен перечень защитных устройств, которые помогают обезопасить ваш дом, а малышу избежать серьезных травм. Конечно, список не полный, но все же…

Накладки на углы Заглушки для розеток Упоры для двери (чтобы ребенок не прищемил пальчики)Замки на окна Ворота безопасности Радионяня Матрасик в ванну Сидение для ванны на присосках

Замки для шкафов и ящиков

Замок на холодильник Барьер для кровати Замок на видеотехнику

Учитывайте то, что различные предметы безопасности снижают риск опасных случаев, но не всегда могут полностью их исключить. Вам понравилась статья? Вы можете добавить ее в свои закладки

Основные правила

Приведу некоторые советы и рекомендации, которые, на мой взгляд, могут помочь родителям в их "семейном" курсе обучения детей навыкам безопасного поведения в обществе.

Обучить детей безопасному поведению - это значит приучить их к определенному образу жизни. У ребенка должен выработаться защитный механизм, который автоматически сработает в нужный момент.

- Изучайте литературу, посвященную безопасности детей. Хотя большинство правил поведения, способствующих повышению уровня безопасности детей, общеизвестны, тем не менее полезно узнать мнение на сей счет людей, профессионально занимающихся этим делом: психологов, педагогов, сотрудников милиции.

- Учитывайте возраст ребенка и его особенности. Пока ваш малыш делает свои первые шаги или находится еще в коляске, никаким правилам безопасного поведения его не научишь. Его жизнь - полностью в руках родителей, дедушек и бабушек.

Маленькие дети должны находиться не просто под присмотром взрослых, а быть постоянно у них на виду. Но вот ребенку три-четыре года. Он должен уметь называть части своего тела, в том числе и интимные; понимать разницу между "хорошими" и "плохими" прикосновениями; оценивать незнакомца; просить разрешения у мамы принять от кого-либо конфету. Ребятишки этого возраста (или чуть постарше) должны знать свои имя, фамилию, адрес, телефон.- Добивайтесь, чтобы дети полностью доверяли вам. Это доверие крайне важно. Ничто не дает так много для понимания вашего ребенка, как его искренние рассказы, а иногда и крики души - о его бедах, тревогах, сомнениях, затруднениях, по ним нетрудно определить, насколько ребенок умеет ориентироваться в различных ситуациях, может ли постоять за себя. Поэтому как бы вы ни были заняты, не отмахивайтесь от ребенка, если он хочет чем-то с вами поделиться. Даже малыш со своим лепетом имеет право быть выслушанным.

Если ребенок пытается заговорить с мамой или отцом о чем-то, что его волнует, оттолкнуть его своим равнодушием - непростительная ошибка, которая может дорого обойтись и ребенку, и родителям. Наоборот, нужно уметь вызывать детей на разговоры. Во время таких бесед "по душам" уместно вспомнить случаи из своего детства. Дети обычно очень живо откликаются на такие воспоминания: оказывается, моя мама была такой же маленькой, как и я, и с ней тоже случались разные "страшные" истории.

Если вам стало известно, что ребенок поступил правильно в затруднительных обстоятельствах, надо обязательно похвалить его. Это поможет ему быть более уверенным в дальнейшем. Если ребенок поступил неправильно, не нужно кричать, ругать его - спокойно объясните допущенную ошибку и расскажите о возможных последствиях.

Лишь имея постоянный контакт с ребенком, можно судить о том, в какой мере он нуждается в вашей опеке, насколько ему можно доверять, предоставлять "свободу" (оставлять одного дома, просить сходить в магазин, разрешить съездить к товарищу и т. д.)

Здесь нужно учитывать еще одно обстоятельство: если ребенок не имел контакта с родителями, не доверял им, он ищет понимания, душевного участия у других людей и в других местах. Этим очень часто пользуются преступники, играя роль "добрых" дядей.

- Не запугивайте! Любую ли криминальную информацию можно сообщать детям? Разумеется, нет. Специалистами давно подмечено, что попытки родителей обезопасить ребенка от преступных посягательств, рассказывая им страшные истории, иногда приводят к обратному результату - ваш малыш в сложной опасной ситуации становится более уязвимым, поскольку внушенный ему страх настолько парализует его, что он не в состоянии что-либо самостоятельно предпринять.

Страх подавляет интуицию ребенка, "смазывает" инстинктивно правильную реакцию. Поэтому если ребятам и сообщается та или иная криминальная информация, то ее нужно выразить в словах, которые бы не травмировали маленького человека, особенно если он с развитым воображением и ранимой психикой.

Цель "безопасного" воспитания - внушить ребенку уверенность в его возможностях, в том, что если он будет строго соблюдать определенные правила поведения, он не попадет в опасную ситуацию, а если и случится такое, то найдет из нее выход.

- Занимайтесь с детьми систематически. Обучение безопасному поведению - это работа на много лет. Тут одной-двумя беседами ничего не достигнешь, а тем более криком, угрозами или подзатыльниками.

Каждый навык безопасного поведения отрабатывается постепенно. Проверяйте, усвоил ли ребенок сказанное вами. Выясняйте, что оказалось непонятным. Уже подчеркивалось, что соблюдение правил безопасности должно быть доведено до автоматизма. Только тогда гарантируется безопасность ребенка.

- Используйте самые различные формы обучения. Для самых маленьких - это игры с куклами (кукла потерялась, куклу хочет увезти чужой дядя на машине и т.д.). Для детей постарше - разыгрывание соответствующих сценок (и дома, и на улице), рассказы о детях, которые правильно вели себя в опасной ситуации, вопросы: "А как ты поступишь, если...", упомянутые рассказы-воспоминания.

- Будьте примером для своих детей. Все ваши усилия могут быть сведены на нет, если вы сами в повседневной жизни пренебрегаете правилами безопасного поведения. Если вы прежде чем открыть дверь, не заглядываете в глазок, то вряд ли это будет делать и ваш ребенок.

- Проявляйте участие к чужим детям. Если вы стали невольным свидетелем опасной ситуации, в которую попал тот или иной ребенок (он потерялся, его куда-то насильно уводят, усаживают в машину и т. д.), не будьте безучастным. Есть физическая возможность решительно вмешаться - действуйте! Если нет такой возможности - запомните приметы подозрительных лиц, номер автомашины, направление движения и немедленно сообщите в милицию.

Сегодня вы помогли чужому ребенку, завтра кто-то другой поступит так же решительно и мужественно и спасет вашего.

Правила безопасности, которым обязательно следует обучить вашего ребенка:

- Не уходи далеко от своего дома, двора.

- Не бери ничего у незнакомых людей на улице. Сразу отходи в сторону.

- Не гуляй до темноты.

- Обходи компании незнакомых подростков.

- Избегай безлюдных мест, оврагов, пустырей, заброшенных домов, сараев, чердаков, подвалов.

- Не отправляйся один в дальние поездки.

- Не входи с незнакомым человеком в подъезд, лифт. Здесь стоит отметить, что иногда преступления совершаются знакомыми людьми (например, какой-нибудь сосед, добрый, улыбчивый и тихий дядя Ваня на деле может оказаться маньяком).

- Не открывай дверь людям, которых не знаешь.

- Договорись заранее с соседями о сигналах опасности.

- Не садись в чужую машину.

- На все предложения незнакомых отвечай: "Нет!" и немедленно уходи от них туда, где есть люди.

- Не стесняйся звать людей на помощь на улице, в транспорте, в подъезде.

- В минуту опасности, когда тебя пытаются схватить, применяют силу, кричи, вырывайся, убегай.

27 апреля 2020 в 12:28

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.